Об экзамене


    С 2015 г. ЕГЭ по математике проводится на двух уровнях: базовом и профильном. ЕГЭ базового уровня предназначен для проверки достижения участниками экзамена основных предметных результатов, в частности способности производить бытовые расчеты и использовать математические знания для решения задач, возникающих в повседневной жизни.
    ЕГЭ профильного уровня предназначен для проверки освоения более широкого круга математических понятий и методов, необходимых для продолжения математического образования.
    В 2023 г. произошел небольшой спад числа участников (в 2023 г.  — 351,6 тыс. человек; в 2022 г.  — 360,6 тыс. человек), обусловленный как переходом части потенциальных участников ЕГЭ базового уровня в систему СПО, так и переходом части выпускников потенциально имеющих оценки 4 и 5 на экзамене базового уровня, на ЕГЭ профильного уровня.
    Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2023 года доступны по ссылке.

План экзаменационной работы ЕГЭ по базовому уровню математике 2024 года

Всего заданий 21, из них: заданий по алгебре и началам анализа — 16, по геометрии — 5. Все задания базового уровня сложности. Работа рассчитана на 180 минут.

Проверяемые требования (умения) Уровень сложности задания Максимальный балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания (мин.)
Задание 1. Уметь выполнять вычисления и преобразования Базовый 1 7
Задание 2. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Базовый 1 5
Задание 3. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Базовый 1 5
Задание 4. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Базовый 1 4
Задание 5. Уметь строить и исследовать простейшие математические модели Базовый 1 10
Задание 6. Уметь строить и исследовать простейшие математические модели Базовый 1 11
Задание 7. Уметь выполнять действия с функциями Базовый 1 7
Задание 8. Уметь строить и исследовать простейшие математические модели Базовый 1 8
Задание 9. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами Базовый 1 6
Задание 10. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами Базовый 1 10
Задание 11. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами Базовый 1 11
Задание 12. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами Базовый 1 8
Задание 13. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами Базовый 1 8
Задание 14. Уметь выполнять вычисления и преобразования Базовый 1 5
Задание 15. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Базовый 1 8
Задание 16. Уметь выполнять вычисления и преобразования Базовый 1 7
Задание 17. Уметь решать уравнения и неравенства Базовый 1 7
Задание 18. Уметь решать уравнения и неравенства Базовый 1 8
Задание 19. Уметь выполнять вычисления и преобразования Базовый 1 15
Задание 20. Уметь строить и исследовать простейшие математические модели Базовый 1 15
Задание 21. Уметь строить и исследовать простейшие математические модели Базовый 1 15

Всего заданий 21, из них: заданий по алгебре и началам анализа — 16, по геометрии — 5. Все задания базового уровня сложности. Работа рассчитана на 180 минут.


Что можно взять с собой на экзамен


    На экзамене по математике разрешается пользоваться линейкой.


Экзаменационные бланки


     Скачать бланк
     Правила заполнения бланка


Официальная шкала перевода отметок


Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Суммарный балл за работу в целом 0–6 7–11 12–16 17–21

Об экзамене


    Средний тестовый балл в 2023 г. остался заметно выше среднего балла 2021 г. Число участников экзамена профильного уровня снизилось до 294,5 тыс. по сравнению с прошлым годом (около 307,5 тыс. человек в 2022 г.) за счет более осмысленного выбора выпускниками уровня экзамена в рамках завершения перехода на полноценную двухуровневую модель ЕГЭ по математике. Следует также отметить снижение доли не преодолевших аттестационного порога в основном периоде экзамена, что показывает эффективность принимаемых мер по выявлению и ликвидации пробелов в знаниях экзаменуемых.
    Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2023 года доступны по ссылке.

План экзаменационной работы ЕГЭ по базовому уровню математике 2024 года

Заданий базового уровня сложности 7, повышенного — 10, высокого — 2. Работа рассчитана на 235 минут.

Проверяемые требования (умения) Уровень сложности задания Максимальный балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания (мин.)
Задание 1. Умение оперировать понятиями: плоский угол, площадь фигуры, подробные фигуры; умение использовать при решении задач изученные факты и теоремы планиметрии; умение вычислять геометрические величины (длина, угол, площадь), используя изученные формулы и методы Базовый 1 5
Задание 2. Умение оперировать понятиями: вектор, координаты вектора, сумма векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение, угол между векторами Базовый 1 5
Задание 3. Умение оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость, величина угла, плоский угол, двугранный угол, угол между прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, расстояние от точки до плоскости, расстояние между прямыми, расстояние между плоскостями, объём фигуры, площадь поверхности; умение использовать геометрические отношения при решении задач; умение вычислять геометрические величины (длина, угол, площадь, объём, площадь поверхности), используя изученные формулы и методы; умение использовать при решении задач изученные факты и теоремы планиметрии Базовый 1 10
Задание 4. Умение оперировать понятиями: случайное событие, вероятность случайного события; умение вычислять вероятность Базовый 1 5
Задание 5. Умение оперировать понятиями: случайное событие, вероятность случайного события; умение вычислять вероятность с использованием графических методов; применять формулы сложения и умножения вероятностей, формулу полной вероятности, комбинаторные факты и формулы Профильный 1 15
Задание 6. Умение решать уравнения, неравенства и системы с помощью различных приёмов Базовый 1 5
Задание 7. Умение выполнять вычисление значений и преобразования выражений со степенями и логарифмами, пре- образования дробно-рациональных выражений Базовый 1 5
Задание 8. Умение оперировать понятиями: функция, экстремум функции, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке, производная функции, первообразная; находить уравнение касательной к графику функции; умение находить производные элементарных функций; умение использовать производную для исследования функций, находить наибольшие и наименьшие значения функций; находить площади фигур с помощью интеграла Базовый 1 10
Задание 9. Умение моделировать реальные ситуации на языке математики; составлять выражения, уравнения, неравенства и их системы по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, исследовать полученное решение и оценивать правдоподобность результатов Профильный 1 10
Задание 10. Умение решать текстовые задачи разных типов, составлять выражения, уравнения, неравенства и их системы по условию задачи, исследовать полученное решение и оценивать правдоподобность результатов Профильный 1 15
Задание 11. Умение выражать формулами зависимости между величинами; использовать свойства и графики функций для решения уравнений Профильный 1 15
Задание 12. Умение оперировать понятиями: экстремум функции, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке; умение находить производные элементарных функций; умение использовать производную для исследования функций, находить наибольшие и наименьшие значения функций Профильный 1 15
Задание 13. Умение решать уравнения, неравенства и системы с помощью различных приёмов Профильный 2 20
Задание 14. Умение оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость, отрезок, луч, величина угла, плоский угол, двугранный угол, трехгранный угол, скрещивающиеся прямые, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей, угол между прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, расстояние от точки до плоскости, расстояние между прямыми, расстояние между плоскостями; площадь фигуры, объём фигуры, многогранник, поверхность вращения, площадь поверхности, сечение; умение строить сечение многогранника, изображать многогранники, фигуры и поверхности вращения, их сечения; использовать геометрические отношения при решении задач; находить и вычислять геометрические величины (длина, угол, площадь, объём, площадь поверхности), используя изученные формулы и методы; умение использовать при решении задач изученные факты и теоремы планиметрии Профильный 3 40
Задание 15. Умение решать уравнения, неравенства и системы с помощью различных приёмов Профильный 2 30
Задание 16. Умение моделировать реальные ситуации на языке математики; составлять выражения, уравнения, неравенства и их системы по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат; умение решать текстовые задачи разных типов, в том числе задачи из области управления личными и семейными финансами Профильный 2 30
Задание 17. Умение оперировать понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, величина угла; умение использовать при решении задач изученные факты и теоремы планиметрии, использовать геометрические отношения при решении задач; умение находить и вычислять геометрические величины (длина, угол, площадь), используя изученные формулы и методы Профильный 3 35
Задание 18. Умение оперировать понятиями: тождество, тождественное преобразование, уравнение, неравенство, система уравнений и неравенств, равносильность уравнений, неравенств и систем; умение решать уравнения, неравенства и системы с помощью различных приёмов; решать уравнения, неравенства и системы с параметром; умение выражать формулами зависимости между величинами; использовать свойства и графики функций для решения уравнений, неравенств и задач с параметрами Высокий 4 35
Задание 19. Владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение приводить примеры и контрпримеры, проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений; умение оперировать понятиями: множества натуральных, целых, рациональных, действительных чисел, остаток по модулю; умение использовать признаки делимости, наименьший общий делитель и наименьшее общее кратное; умение выбирать подходящий метод для решения задачи Высокий 4 40

Экзаменационные бланки


     Скачать бланк
     Правила заполнения бланка


Пороговые баллы


    Для получения аттестата: 27 тестовых (5 первичных) баллов.

    Для поступления в вузы, подведомственные Министерству науки и высшей школы: 39 тестовых баллов.

    Для поступления в вузы, подведомственные Министерству просвещения: 39 тестовых баллов.